• разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух;
  • стремление к одиночеству;
  • рассуждения на тему: "Я никому не нужен", "Все равно никто не будет обо мне тосковать", перемежающиеся фразами: "А вот посмотрите, как вам будет без меня";
  • чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
  • завуалированные попытки "попрощаться" (например, дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок);
  • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
  • двойственность ощущения подростка: с одной стороны – уже не ребенок, а с другой  абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи;
  • максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий;
  • отсутствие друзей, нормального общения с ровесниками и родителями;
  • постоянные "мнимые болезни" ребенка. Это попытка обратить на себя внимание, которая заканчивается "смертью понарошку", и иногда приводящей к реальной.

Что делать?   

Во-первых. Обратитесь за помощью к специалистам.

Во - вторых. Разговаривайте. Если ребенок доверил вам свое "горе", каким бы мелким и смешным оно не казалось, не занимайтесь нравоучениями: этим вы его только отталкиваете. Прежде всего, нужно дать человеку выговориться, показать, что вы его слышите. Внимательно слушайте – искренний интерес к ребенку и его проблеме в данном случае может спасти жизнь.    

В-третьих. Будьте внимательны: каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. В подростковом возрасте нет границы между угрозой и реальным намерением. Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся.   Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя ее для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Задавайте вопросы и раскрывайте его мысли: помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. Важно сделать недосказанное и затаенное – явным.

И, пожалуй, самое важное: ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять, но при этом не будут ограничивать свободу.

              Психологи обращают внимание родителей: риск самоубийства следует рассматривать, как неотложное состояние. К любым угрозам самоубийства, включая демонстративные, следует относиться серьезно: необходимо оказать больному адекватную помощь. Во многих случаях это осуществляется в условиях психиатрического стационара.

Материал подготовлен в рамках реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и посёлки»                                                      



Электронная регистратура

Мы в сети

Портал рейтинговой оценки

Портал президента Республики Беларусь

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Правовой форум Беларуси

«ЭТАЛОН-ОNLINE»

Гендерная статистика

Бобруйский городской исполнительный комитет

Администрация Первомайского района

 Туризм в Бобруйске

Здоровые люди

Бобруйская центральная больница

Медицинский туризм Могилёвской области

Детский правовой сайт

ГУО